На главную

БРАУХИЧ Вальтер фон

(1881 г. - 1948 г.)
БРАУХИЧ Вальтер фон

БРАУХИЧ Вальтер фон - краткая военная биография - войны:

Первая мировая война. Вторая мировая война.

БРАУХИЧ Вальтер фон - основные битвы:

Польская кампания. Вторжение во Францию.

(Heinrich Alfred Hermann Walther von Brauchitsch) Генерал-фельдмаршал немецкой армии (с 1940), главнокомандующий сухопутных войск 

4 октября 1881 г. в Берлине родился Вальтер фон Браухич – будущий генерал-фельдмаршал немецкой армии. Его отец был генералом прусской кавалерии. Поэтому для молодого Вальтера карьера военного была предопределена заранее. С детства он воспитывался при императорском дворе и принадлежал к корпусу пажей.

В 1900 г. Браухич был зачислен в элитный 3-й гвардейский полк в чине лейтенанта. В следующем году он перевелся в 3-й гвардейский полк полевой артиллерии. Вся его дальнейшая карьера была связана с артиллерией. Служа в артиллерийских войсках, он стал инициатором разработки и принятия на вооружение 88-миллиметровой пушки в двух модификациях – противотанковой и зенитной. Эта пушка позднее была установлена на «тиграх» и «пантерах» и была признана лучшим танковым орудием Второй мировой войны.

Лейтенант фон Браухич шел по ступеням своей военной карьеры, как и положено сыну прусского генерала. Он отслужил отведенный ему срок в артиллерии, прошел войсковую подготовку и в 1906 г. стал адъютантом артиллерийского дивизиона, а в апреле 1909 г. – адъютантом 3-го гвардейского полка полевой артиллерии. Шесть месяцев спустя он был произведен в чин обер-лейтенанта. Затем он поступает в военную академию и по окончании ее в 1912 г. получает право носить на своих форменных брюках красные лампасы – отличительный признак офицера Генерального штаба.

В 1913 г. ему присвоили звание капитана. В этом звании он продолжал служить в Генеральном штабе в Берлине до начала Первой мировой войны.

Всю войну Браухич провел на Западном фронте в качестве офицера Генерального штаба. В 1914—1915 гг. он был прикомандирован к 16-й пехотной дивизии, а в 1915—1918 гг. – к 34-й пехотной дивизии. В конце войны в 1918 г. он служил в штабе 1-й гвардейской резервной дивизии, а затем в штабе гвардейского резервного корпуса. За участие в боевых действиях он был произведен в чин майора и награжден одной из высших наград императорской армии – орденом Дома Гогенцоллернов. После войны он поступил на службу в стотысячный рейхсвер, созданный по Версальскому договору.

В дни Веймарской республики Браухич продолжал медленно, но упорно карабкаться по ступенькам служебной лестницы. Он служил в штабе 2-го военного округа, а затем стал командовать артиллерией округа. В 1921—1922 гг. он прошел обязательную стажировку в регулярных войсках в качестве командира 2-й батареи 2-го полка полевой артиллерии, а затем вновь был переведен на штабную работу в военное ведомство, где и прослужил в течение трех лет. В 1925 г. он был произведен в подполковники. Новая стажировка в войсках в должности командира 6-го артиллерийского полка 2-й дивизии пришлась на 1925—1927 г. В 1927 г. он получил назначение на должность начальника штаба 6-го военного округа с центром в Мюнстере. На этом посту он находился до 1930 г., а затем снова вернулся в Генеральный штаб. В 1928 г. ему был присвоен чин полковника, а в 1930 г. он был произведен в чин генерал-майора. В 1932 г. Браухич был назначен инспектором кавалерии, а с 1933 г. он стал инспектором артиллерии. Когда Гитлер стал канцлером, фон Браухич уже готовился занять пост командующего 1-м военным округом в Кёнигсберге. Главнокомандующий армии Вернер фон Фрич назвал Браухича своей «лучшей лошадкой» и поручил ему в 1937 г. командование четвертой армейской группой в Лейпциге.

Теперь генерал артиллерии Браухич командовал 14-м, 15-м и 16-м корпусами, куда входили германские танковые, механизированные и моторизованные дивизии – вся мобильная ударная сила рейха.

2 февраля 1938 г. Браухич был принят Гитлером и согласился на все его требования. 4 февраля Браухич был произведен в чин генерал-полковника и назначен главнокомандующим сухопутными силами. Он безропотно принял новую командную структуру с Кейтелем во главе вооруженных сил. Таким образом, сухопутные силы потеряли свой ранее не подвергавшийся сомнению приоритет в военных делах. Так же безропотно он принял присвоение Гитлером портфеля военного министра и пообещал усилить пропаганду национал-социализма в сухопутных силах.

12 марта 1938 г. Австрия была включена в состав Третьего рейха. «Для меня это было полной неожиданностью!» – заявлял потом Браухич в своих показаниях в Нюрнберге, и действительно, к планам аншлюса он был непричастен, так как его в то время вообще не оказалось в Берлине.

Во время судетского кризиса Браухич стоял перед серьезной дилеммой. Он, как и подавляющее большинство немцев, полагал, что эти земли должны быть возвращены Германии, но серьезно сомневался в реальности этой перспективы, потому что Франция и Великобритания были связаны договорными обязательствами с Чехословакией.

Но Браухич так никогда и не смог заставить себя выступить против Гитлера. А рано утром 30 сентября 1938 г. Британия, Франция, Италия и Германия подписали Мюнхенское соглашение, отдавшее Судеты Германии. Пражское правительство, которое даже не пригласили на конференцию, осталось без союзников и не имело иного выхода, кроме как согласиться с ее результатами. Вермахт оккупировал Судеты к 10 октября 1938 г. А в марте 1939 г. Чехословакия вообще перестала существовать как самостоятельное государство.

После Чехословакии настала очередь Польши. Дата нападения на Польшу, определенная Гитлером, приближалась.

В 1939 г. численность вермахта намного превышала показатель сентября 1938 г. В течение каждого года в сухопутных силах проходили подготовку около 250 тыс. призывников, и теперь в распоряжении армии имелись обученные резервисты. Танки устаревших моделей постепенно заменялись современными модификациями T-III и T-IV. С сентября 1938 г. Браухичем была проведена огромная работа по укреплению немецкой армии. Недостатки и узкие места в мобилизационных планах, высветившиеся в реальных условиях в сентябре 1938 г., были устранены Браухичем. «Западный вал», являвшийся в 1938 г. лишь жалкой пародией на укрепления, теперь, в 1939-м, существовал не только на бумаге, и для его обороны было выделено больше дивизий, чем во время судетского кризиса. И наконец, сильная и воинственная чехословацкая армия более не существовала, благодаря чему высвободилось около двадцати пяти дивизий, прикрывавших этот фланг, и их можно было использовать в другом месте.

Военные действия против Польши были кампанией Вальтера фон Браухича. Как и большинство немцев в то время, он считал, что «Польский коридор» и вольный город Данциг, переданные Варшаве по Версальскому договору, по праву принадлежат Германии и должны быть ей возвращены. Маневренный план Браухича исходил из предположения, что поляки будут во что бы то ни стало держать оборону в западной части своей страны, где была сосредоточена основная масса промышленных предприятий. Германские силы на востоке были разделены на две группы армий. Группа армий «Север» под командованием генерала фон Бока состояла из 3-й армии, базировавшейся в Восточной Пруссии, и 4-й армии, находившейся в Померании. На них возлагалась задача отрезать и уничтожить польские силы в коридоре и воссоединить Восточную Пруссию с рейхом. Тем временем другие части 3-й армии должны были наступать на Варшаву с севера.

Группа армий «Юг» под командованием Рундштедта состояла из 8-й, 10-й и 14-й армий. Самой сильной из них была 10-я под командованием Рейхенау, в задачу которого входило прорваться через границу Польши на юге и устремиться на Варшаву. Слева и справа от 10-й армии наступали 8-я и 14-я. Группа армий «Ц», которой командовал Вильгельм фон Лееб, должна была удерживать Западный фронт. В ее состав входили сравнительно слабые 7-я, 1-я и 5-я армии.

В 1939 г. польская армия по численности превосходила германскую, но безнадежно уступала ей по своему техническому оснащению, имея малочисленные бронетанковые силы, состоявшие из устаревших моделей танков и бронемашин, и такую же авиацию. Польская армия мирного времени насчитывала всего лишь 280 тыс. солдат и офицеров, однако она могла мобилизовать 1 500 000 резервистов первой очереди и 560 тыс. резервистов второй очереди (от 43 до 52 лет). Браухич не дал полякам времени для завершения мобилизации.

Чтобы скрыть концентрацию частей вермахта на польской границе, он решил провести серию военных маневров в Восточной Пруссии и Восточной Германии в августе 1939 г., а 1 сентября расположенные якобы для маневров части начали вторжение в Польшу. Расчет Браухича относительно действий польской армии оказался верным. Действительно, примерно третья часть всех военных формирований находилась внутри коридора, а остальные – на западной границе. Уже к 5 сентября польская армия была практически разгромлена. Правительство Польши бежало в Лондон, и путь на Варшаву был открыт. В штабе Браухич и Гальдер приступили к плану переброски немецких дивизий на запад. Сам Браухич старался избежать кровопролитных боев за Варшаву, но гарнизон столицы оказал жестокое сопротивление. После обстрела города из тяжелых орудий 3-я и 10-я армии начали штурм. На предложение польского командования о перемирии Браухич ответил отказом, так как он желал только полной капитуляции, и 27 сентября защитники польской столицы капитулировали. Вся польская кампания продолжалась 36 дней. В плен были взяты около 700 тыс. польских солдат и офицеров. Немецкие потери составили более 8 тыс. убитыми и более 30 тыс. ранеными и пропавшими без вести. В то время Гитлер чаще говорил о депортации, а не о массовом уничтожении, хотя казни в ограниченных масштабах уже происходили. Браухич приказал армии не вмешиваться в операции СС или других «полицейских» сил. Во время оккупации Польши Браухич вел себя чрезвычайно осторожно в вопросе о польских евреях, дабы не возбудить недовольство Гитлера.

Захват Польши был единственной операцией, которую Браухичу удалось провести без существенного вмешательства Гитлера. В ходе этой кампании он продемонстрировал отличные навыки полководческого искусства. Нельзя отрицать, что германские сухопутные силы под командованием Браухича одержали в польской кампании блестящую победу.

После падения Польши германское командование сосредоточило внимание на западном направлении – на Бельгии, Голландии и Франции. Браухич выступал против войны с западными союзниками. Он, как и Гальдер, надеялся, что союзники придут к соглашению с Германией или попытаются первыми перейти в наступление. Но Гитлер дал ясно понять, что не потерпит никаких дискуссий по этому вопросу. Он приказал Браухичу как можно быстрее перебросить войска на запад и проинформировать его относительно ближайшего срока, к которому могла быть завершена концентрация сил.

К началу октября в ставке Гитлера был рассмотрен первоначальный план вторжения немецкой армии на запад, получивший кодовое название «Гельб» («Желтый»).

Первый детальный план «Гельб» появился к середине октября. Для его обсуждения в ставку были приглашены Гальдер и Браухич. Полностью раскритиковав их вариант, Гитлер предложил перенести главный удар к югу от реки Маас, а в Нидерландах провести отвлекающий от главного удара маневр для дезориентации противника.

Акции Браухича в ставке Гитлера упали еще ниже в конце января 1940 г., когда главный адъютант Гитлера полковник Рудольф Шмундт вернулся из поездки на Западный фронт и привез альтернативный план кампании на Западе, составленный генерал-лейтенантом Эрихом фон Манштейном, талантливым начальником штаба группы армий «А».

План Манштейна предусматривал вторжение в Нидерланды с целью отвлечения резервов союзников на север. Затем начиналось главное наступление на юге через Арденны по направлению к проливу Ла-Манш; в результате основные армии противника оказывались отрезанными и окруженными в Бельгии. Этот план привел Гитлера в восторг, потому что в основных своих чертах совпадал с планом, предложенным им в октябре. То, что он был разработан Манштейном, наверное, лучшим из молодого поколения германских генералов, убеждало Гитлера в своей собственной гениальности и в возможности реализации этого плана. Ну а тот факт, что Браухич не давал хода идеям Манштейна и отказывался направить его меморандум в рейхсканцелярию, вне всякого сомнения, еще больше понизил репутацию главнокомандующего ОКХ в глазах Гитлера, который с тех пор не воспринимал больше всерьез его советы.

План Манштейна был выполнен в точном соответствии с расчетами его создателя. Наступление началось 10 мая 1940 г. Шесть недель спустя, 21 июня, Франция капитулировала. Ликующий Гитлер решил наградить часть высшего генералитета производством в чин фельдмаршалов. 17 июля Браухич вместе с одиннадцатью другими генералами тоже получил чин фельдмаршала, потому что фюрер не мог обойти главнокомандующего сухопутными силами. Но отношения между ними оставались прохладными, и Гитлер «продолжал терпеть» слабовольного главкома.

Далее Браухич и Генеральный штаб продолжали разработку планов оккупации Великобритании. В плане предусматривалась высадка немецкого десанта на острова после уничтожения авиации англичан и установления немецкого господства в воздухе, чего немецкой авиации так и не удалось достичь. Кроме того, планировалось перевезти все мужское население Англии в возрасте от семнадцати до сорока пяти лет на континент в Германию в качестве рабочей силы. Этим пунктом плана Браухич очень хотел угодить Гитлеру и удержаться на своем посту.

В июле 1940 г. Вальтер фон Браухич дал указание Гальдеру подготовить на всякий случай предварительные наметки возможного вторжения в Советский Союз, и поэтому, когда Гитлер вызвал его и объявил о своем решении напасть на СССР, такой поворот событий не застал главкома ОКХ врасплох. На следующий день он приказал Гальдеру перейти к детальному планированию.

Вторжение в Советский Союз началось 22 июня 1941 г. Гитлер сам взялся руководить ходом операции и действовал в обход Браухича, отдавая приказы напрямую командующим группами армий.

В течение всего июля и августа 1941 г., особенно после Смоленского котла, где группа армий «Центр» под командованием фон Бока захватила в плен 300 тыс. советских бойцов, шли ожесточенные дебаты по очень серьезному стратегическому вопросу о будущем ходе кампаний. Браухич, Бок, Гальдер, Гот – все дружно агитировали за продолжение наступления на Москву. В ходе этих дискуссий Гитлер подверг Браухича разносу за то, что тот слишком легко поддается влиянию своих командующих группами армий, а между тем группа армий «Центр» бездельничает в течение трех недель. И это в то время, когда стоит прекрасная летняя погода, которая не будет продолжаться вечно. В конце концов, Гитлера так и не удалось переубедить. 24 августа он приказал передать 3-ю танковую группу Гота из группы армий «Центр» группе армий «Север» для развития наступления на Ленинград, а 2-ю танковую группу Гудериана отправить на юг к Киеву. Таким образом, Бок лишился четырех из пяти имевшихся у него до этого танковых корпусов. Приостановка наступления позволила советскому командованию укрепить оборону на подступах к Москве.

Гитлер склонялся к тому, чтобы закончить осеннюю кампанию и поставить войска на зимние квартиры. В пользу этой идеи высказывались как Лееб, так и Рундштедт, а Браухич, Бок, Гальдер и Кессельринг считали, что необходимо предпринять попытку взять Москву. Гитлер поддался на их уговоры и даже решил увеличить территорию захвата до начала зимы, приказав Браухичу продолжать наступление, пока вермахт не выйдет на линию Архангельск—Поволжье – Астрахань – Кавказ. Это были совершенно нереальные цели. В данных условиях верхом удачи для вермахта можно было бы считать захват Москвы, Ленинграда и Ростова.

К моменту начала операции «Тайфун» моторесурсы танков были во многом исчерпаны, а сами танковые части вермахта были укомплектованы только на 50 процентов. В октябре танковые группы были преобразованы в танковые армии, но дополнительных частей они не получили.

Браухич вот уже четыре года был вынужден терпеть грубое и пренебрежительное обращение Гитлера. 10 ноября 1941 г. у Браухича случился первый сердечный приступ. В госпитале ему сообщили, что он страдает болезнью сердца, которую, возможно, не удастся вылечить. И все же в середине ноября он вернулся к исполнению служебных обязанностей, более чем когда-либо преисполненный рвения взять Москву.

Но теперь эта задача была просто невыполнима. Командование вермахта ожидало, что эта операция будет еще одним блицкригом, и потому не позаботилось ни о зимней экипировке для своих войск, ни о соответствующем снаряжении. К тому же растянутые линии коммуникаций затрудняли снабжение, и пехотные части скоро стали ощущать нехватку боеприпасов. А с наступлением холодов у немцев почти не оказалось низкотемпературных смазок, и вскоре замерзли движущиеся части пулеметов и пушек. Раненые часто замерзали насмерть прямо на поле боя.

Провал операции «Тайфун» окончательно расстроил Вальтера фон Браухича. Он подал 6 декабря заявление об отставке. Гитлер ответил, что не может в такой момент позволить себе менять главнокомандующего.

В декабре полковник Шмундт сообщил Гитлеру, что фон Браухич тайно обсуждал с фон Боком, фон Клюге и Гудерианом возможность отвода войск на отдельных участках фронта. В ходе этого обсуждения был также затронут вопрос об установлении линии зимнего фронта. Гитлер немедленно отменил эти планы и потребовал, чтобы войска удерживали занимаемые ими позиции.

Три дня спустя Гитлер освободил Браухича от должности. Их последняя встреча продолжалась два часа и носила очень напряженный характер. В конце встречи фюрер сказал, что берет на себя командование сухопутными частями.

В течение трех лет Браухич вел тихую и замкнутую жизнь. Только после неудавшегося покушения на фюрера 20 июля 1944 г. он написал Гитлеру письмо, в котором открещивался от заговора и еще раз предлагал свои услуги. Однако предложения Браухича о возвращении на действительную службу были оставлены без внимания. 19 августа он в публичном заявлении осудил заговорщиков и приветствовал назначение Гиммлера на пост главнокомандующего резервной армией.

Вальтер фон Браухич был арестован англичанами в своем поместье в начале мая 1945 г. Он был отправлен в Англию, а затем – снова в Германию. Спустя некоторое время его перевели в Гамбург в госпиталь. Суд над ним как над военным преступником должен был состояться в 1949 г. Но 18 октября 1948 г. Вальтер фон Браухич скончался в британском военном госпитале.

Биография


Перейти на главную страницу...

Также вас могут заинтересовать военачальники этой же страны и эпохи:
ЖУКОВ (1896г. - 1974г.) Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918). Гражданская война в России (25 октября 1917 — 16 июля 1923 года). Подавление крестьянского восстания на Тамбовщине (1920—1921 годов). Бои на Халхин-Голе в 1939 году. «Бессарабский поход» 1940 года. Великая Отечественная война. Подавлением Венгерского восстания (1956).

Вы узнали: основные даты рождения, карьеры и смерти, основные события - битвы, войны, походы, - и о том как жил и воевал Вальтер фон Браухич (1881 - 1948) - (Heinrich Alfred Hermann Walther von Brauchitsch) генерал-фельдмаршал немецкой армии (с 1940), главнокомандующий сухопутных войск
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира